четверг, 9 мая 2013 г.

Столетие башни Бисмарка. От легенды к городской идее.



Я помню первую прогулку по новому городу. Мне было шесть лет, и моя семья только что переехала в Черняховск из Алма-Аты. Это была осень 1993 года, и шёл проливной дождь. Именно здесь я в первый раз столкнулся с понятием «легенда», которое до сих пор ассоциируется у меня с единственным строением. И это, безусловно, башня Бисмарка. Существует множество историй об этой башне, но та, которая была подарена мне друзьями детства, гласила, что в этой башне, в своём кабинете, расположенном на верхнем этаже, работал сам (!) Бисмарк. За неведомое для нас непослушание он замуровал в толще одной из стен свою жену. Кульминационный момент легенды наступил тогда, когда штурмующие башню враги пытались схватить Бисмарка, но он не позволил этому случиться и, смотря из окна на свой город, сразил себя огромным мечом... Тогда в детстве эта история очень взволновала меня. Конечно, мне теперь известно кто такой Отто фон Бисмарк и известно то, что он никогда не жил в нашей провинции и уж тем более не замуровывал свою жену. Однако детские истории и легенды вызвали во мне помимо безудержного интереса чувство глубокого уважения к различного рода «древностям». В этом смысле город Черняховск является прекрасным и наиболее удачным местом для ознакомления со старой архитектурой Восточной Пруссии. Ансамбли городской застройки, мощёные улицы, ландшафты и парковые пространства увлекают своей простотой и лёгкостью восприятия. Сохранившиеся башни города имеют живописный романтический облик, напоминают скорее средневековую архитектуру, нежели утилитарные сооружения.  В Черняховске имеется несколько башен разной конфигурации и разного предназначения.
Я бы хотел сделать небольшой обзор «вертикалей» города, прежде чем вновь обратиться к величественному юбиляру. Первой из городских башен, образ которой неразрывно связан с Черняховском, является круглая водонапорная башня, построенная для нужд военного гарнизона в 1898 г. из красного клинкерного кирпича, которая скорее похожа на средневековую башню-донжон или башню-замок. Арочный портал украшен щипцами, над ними расположена ниша с рельефным изображением городского герба, что довольно редко встречается в сооружениях подобного типа. В целом же, внешний вид башни отрицает пышный декор и являет перед нами черты протестантской строгости и простоты. Невольно вспоминаются открытки середины девяностых годов уже прошлого столетия с изображением двух башен города: водонапорной и башни Бисмарка.

Портовая башня Черняховска ввиду удалённости от  центральной части города, не является столь популярной (в отличие от водонапорной), однако её несколько «инопланетный» облик лишний раз подчёркивает её уникальность. Речной порт и канал Инстербурга начали строить в 1921г. и уже через 5 лет состоялось торжественное открытие. Благодаря этому  город обрёл портовый статус. Яркой конструктивной особенностью неиспользуемого в наши дни порта является башня (1925г.), стоящая на четырёх ногах-опорах. Она похожа и на маяк, и на портовый кран.

Католический костёл Святого Бруно (1902 г.) и Православная Свято-Михайловская церковь (1890 г.) также имеют башни-колокольни, завершённые острыми шпилями, столь заметными при въезде в город с любой стороны. Кажется невозможным представить Черняховск без этих впечатляющих взор культовых сооружений. 
 

Так или иначе, упомянутые башни (отдельно стоящие, башни, венчающие здания) являются символами нашего города, которыми мы любуемся и с удовольствием показываем гостям Черняховска. По своему внешнему виду башни нашей провинции просты в своей строгости. В их облике чувствуется дух милитаризма, в разной степени, конечно. Отчасти потому, что Инстербург  (до начала ХХ века) был известен как казарменный город, большинство жителей которого были организованы на военную ногу. Таким образом, строгость и порядок нашли отражение и в архитектуре.
Чем же для нас, современных граждан города, так привлекательны башни? Безусловно, они составляют неотъемлемую часть сохранившегося архитектурного и, в целом, культурного наследия. Они придают историчность месту нашего проживания и относят нас во времена средневекового города, неизменным атрибутом которого являлись многочисленные башни. Вероятно, в этом стремлении ввысь, выраженном в строительстве вертикалей и, свойственном равнинным городам, заключается метафизическая глубина нашего мироощущения и осознания самого себя.

Однако вернёмся к главной теме повествования. Единственной башней, находящейся за пределами городского пространства является известная всем башня Бисмарка, открытие которой состоялось в сентябре 1913 г., в честь великого рейхсканцлера, создателя Германской империи Отто фон Бисмарка. Построена по проекту архитектора Шлихтинга строительным мастером Эмилем Кадерайтом на пожертвования горожан и при содействии муниципалитета Инстербурга. Таким образом в этом году башне исполняется ровно сто лет.
15-метровая пирамидальная башня в стиле историзм возведена из полевого гранитного камня с внутренней кирпичной облицовкой стен. Над входом, ориентированным в сторону города, на плоском гранитном камне высечена надпись «Bismarck». В толще стен также имеется несколько узких оконных проёмов. Верхний ярус башни имел четыре широких световых окна, расположенных по сторонам света. Завершала башню конструкция с чашей, в которой в памятные дни (связанные с Бисмарком) разжигали огонь. Всего в мире сохранилось около 170 башен Бисмарка (в том числе и на африканском континенте). Во внешнем облике башни угадывается стремление отобразить древнюю сигнальную башню, на вершине которой разжигался огонь, оповещающий население о надвигающейся опасности. Она, словно, дозорный, следящий за спокойствием и порядком. Она – что-то кажущееся очень древним и великим.

Суровая в своём облике башня стоит на небольшой возвышенности. Единственной функцией башни является осмотр расположенной вокруг местности. Любовь горожан к прогулкам была подхвачена «реформаторским» движением того  времени, которое пропагандировало простую и здоровую жизнь на природе и с природой. С возвышенности открывается волнующий вид не только на речную долину Инструча, но и на сам город. Нам видны все вышеупомянутые башни. Мы наблюдаем Черняховск со стороны, мы созерцаем его вне городского пространства. Вероятно, нам легче, охватив взором город, быть сопричастным к его истории и современной жизни; посмотреть со стороны на нечто целое, а быть может почувствовать себя частью целого, почувствовать себя горожанином.
Завершая сказанное, я бы хотел вернуться и вспомнить Отто фон Бисмарка, легендарного объединителя немецких земель в единое целое, в Германскую империю. Опустив все подробности этого нелёгкого военно-политического процесса, мне бы хотелось выделить ключевое слово «объединение», главной фигуре которого горожане Инстербурга в благодарность, в честь и на память воздвигли башню, как символ и оплот единства. Мы можем сколь угодно долго рассказывать друг другу о важности сохранения наследия, в то время как оно исчезает на наших глазах. С эстетической точки зрения нам нравятся старые и красивые здания, которые нам бы хотелось отреставрировать, сохранить. Но сохранить не ради красивой обёртки (потому что на неё приятно смотреть), а ради общей идеи. Мы вправе требовать от управленцев города выполнения их обязанностей. Мы даже привыкли это делать. Однако часто забываем о том, что процесс создания комфортных условий для проживания в одном городе не однобок. Главным игроком городского строения является горожанин. Он желает, он спрашивает, он создаёт. В помощь ему административный ресурс.
Быть может в этом году, юбилейном для башни Бисмарка, мы сможем восстановить её прежний облик и совершить главное усилие – объединиться.
На улице Пионерской, перед ступенями возле городской аптеки стоит гранитный постамент от некогда целого памятника. Слова, выбитые на немецком языке (приписываемые Герману Шультце-Делитчу) гласят: «Настоящие граждане создают настоящее государство, а не наоборот. Если ты не можешь сделать что-то в одиночку, то соединись с другими, которые хотят того же».

P.S. В данном блоге напечатан оригинал статьи, которую я подготовил для местной черняховской газеты, редакторы которой урезали и - самое страшное  - досочинили текст. Зато можно посмеяться от души... "очей очарование" (http://pravoznat39.ru/stati?mode=view&post_id=1917403). 



Комментариев нет:

Отправить комментарий